Константин Скворцов: «Спасаться своими стихами, как молитвой»

Фото: www.glagolmiass.ru

Константин Скворцов, поэт и драматург, начавший свое творческое восхождение на Южном Урале, настолько известен в стране и за рубежом, что уже при жизни многие считают его классиком русской словесности.

Он, один из немногих владеющих жанром драматической поэзии, написал целый ряд блестящих пьес в стихах, поставленных театрами Челябинска, Златоуста, Москвы, Санкт-Петербурга, Еревана, Липецка, Озерска и других городов. Как-то «Ущелье крылатых коней», «Отечество мы не меняем», «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст», «Царские игры», «Ванька Каин». А на его лирические стихи написаны красивые, изумительные песни о России, любви, войне и уральской природе, звучащие с разных – больших и малых, и не только российских – сцен. Исполнялись такими именитыми певцами, как Зыкина, Кобзон.

13 апреля 2019 года Константину Скворцову исполнится 80 лет. К юбилею он подходит с пятитомным изданием избранных произведений, с новой, на этот раз прозаической, автобиографической книгой «Иное время». И в преддверии этой даты пребывает, что поражает, в завидной физической форме, поддерживаемой крепким духом. Со стержнем в душе – православным самосознанием, некрикливым патрио-тизмом, неизбывной любовью к Златоусту и Челябинску, в которых немало лет прожил. В областном центре Скворцов работал на трубопрокатном заводе, выпустил свои первые книги, возглавлял местную писательскую организацию...

Будучи недавно в Москве, я побывал в гостях у Константина Васильевича на его даче в Переделкино. Состоялся разговор, который я записал на диктофон. Сегодня приведу лишь фрагменты этой беседы.

– Вы свой талант проявили с особой силой, найдя свою нишу – поэтическую драматургию...

– Как-то к моему соседу по даче Фазилю Искандеру приехал детский писатель, к сожалению, ныне покойный, Юрий Коваль. Он говорил: хорошо Скворцов «устроился», избрав редкий формат – драматургию в стихах, конкурентов в литературе у него нет. Разумеется, он шутил.

В драматической поэзии – очень сложном жанре – сочетается и музыка, и архитектура, и живопись, и эпос, и мифология, и многое другое... Это – квинтэссенция всех искусств. Это – довольно тернистый путь. Но для меня очень привлекательный. Александр Николаевич Островский заметил: драматической поэзией нация самосохраняется. До него об этом сказал еще Гегель. Правда, в наше время что-то не очень самосохраняется, наверное, потому что мало желающих сохранять.

Пушкин писал Вяземскому, что язык драматической поэзии тем уникален, что половина в нем должна стать поговорками. Чтобы написать достойную пьесу в стихах, помимо изучения материла (на что порой требуются годы; когда я, например, писал об атомной бомбе, о Курчатове, потом об американском ядерном оружии – кстати, обе пьесы были поставлены Наумом Орловым в Челябинском академическом театре драмы, – я перелопатил гору специальной научной литературы, пропустив через себя), надо еще очень вдумчиво, с сильным чувством извлекать из глубин сердца нужные слова. В каждый день работы должна родиться хотя бы одна фраза как афоризм. Если этого не произошло, значит, не было и некоего открытия, без которого настоящая литература не может возникнуть.

– Как все-таки происходят открытия в литературе?

– Тут расскажу такую историю. Был жив писатель Яков Владимирович Апушкин. Ему сейчас было бы лет 120. Я с ним дружил в молодости. Он много написал пьес в стихах. В основном, коротких, как «Маленькие трагедии» Пушкина, но их практически никогда не ставили. Однажды говорит мне: «Константин, скажи, в чем секрет? Почему мои пьесы, в общем-то, приличные, театры не берут, а твои ставят?» Надо сказать, был он очень образованным человеком, дореволюционной интеллигентской закваски. Я ему говорю: «Ты очень порядочный и добросовестный драматург. Если пишешь про Пушкина, то и получается у тебя про Пушкина. Если про Суворова, то и выходит про него. Если про Ньютона, то, разумеется, про этого выдающегося физика. А я все время пишу про себя. А поскольку в зале театра сидят такие же, как я, это им интересно». Я сказал это шутя, но в этом есть какая-то сермяжная правда зрительского интереса.

В чем же все-таки секрет? Мне выпало по жизни (об этом написано в моей книге «Иное время») пройти многие вехи становления российского государства. Целину – я там был, открытие нефти – также причастен. Когда делали на Челябинском трубопрокатном уникальную «трубу Аденауэра», работал в соседнем цехе механиком. Войну Отечественную я захватил, помню многие детали, в том числе день Победы. И вот, когда пишешь пьесы, как ни прячь в афоризм все, что берешь в архивах, написанное не действует на читателя и зрителя, если сам не переживешь это. Если поступок героя совпадает с тем, что ты лично пережил где-то и когда-то, когда есть «личный контакт» с чувством персонажа, тогда оно и передается публике. Это очень важно понимать: когда пишешь все про себя, наступает момент, когда в некой ключевой фразе сливаешься со всеми, в том числе со своим героем.

– Когда в себе почувствовали дар слова?

– Насколько себя помню, писал с пятого класса. В Златоусте, в доме, который, к сожалению, снесли недавно. Из окна была видна Александровская сопка. Рядом шла туда дорога, еще не асфальтированная, а мощенная камнями. По ней после войны водили пленных немцев на строительство завода и Дворца культуры. До сих пор слышу стук их деревянных колодок. Так вот на эту Александровскую сопку я почти каждый день ходил, минуты за две забегал на вершину. О сопке я сочинил свое первое стихотворение, получилась, конечно, детская графомания. И далее, учась еще в школе, затем в институте, писал стихи. Были они искренними. Но чего-то все же не хватало. А вот когда после окончания Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства я ехал на поезде в Туву работать в совхоз инженером-механиком, на зеленом поле увидел маралов. И вдруг со мной что-то случилось. Я пережил такой удар красотой, что, сев писать, понял: стихи стали профессиональные. Слом какой-то произошел. И был мне тогда 21 год.

Но, что касается стихов, я никогда не стремился издать их отдельной книжкой. И сейчас так к ним отношусь, хотя пишу, как дышу, правда, уже «с одышкой» ... Дело в том, что я в детстве хотел быть актером, поступал в театральный институт. Конкурс был большой. Испугался. Экзамены сдавать не стал. Но тяга к театру привела меня к таким размышлениям: актером быть – хорошо, но лучше быть режиссером; но ведь режиссер «подвластен» драматургу, именно он – первооснова театра. Известно же: вначале было Слово! Эту библейскую истину никто не отменял. Так получилось, что написал первую пьесу, довольно слабенькую, показал знакомому актеру. Он спросил: «А почему в стихах?» Я не мог ответить. Надо было сказать: в прозе это не выразить. Только со временем я понял: стих должен появляться и взлетать там, где проза бессильна.

– Вы думали о миссии, создавая лучшие свои произведения?

– Громкие слова. У меня, например, спрашивали, как я написал «Георгия Победоносца», образ которого присутствует в Гербе Москвы, Гербе России? Предполагали государственный заказ. Я отвечал: все проще. Я был в Ливане. Мой друг из этой страны, сопровождавший меня, попросил написать пьесу. «Мы ее здесь будем играть, вот рядом с этими величественными римскими колоннами». Говорю ему: «Чувствую пьесу, но не знаю, о ком она будет и как называться».

Через год в Ивано-Франковске на Днях литературы был такой знаковый момент. На улице бабушка пирожки продавала, завернутые в газетку. Решил бабушку поддержать, купил пирожок, сел есть. Газету бросил в урну, но мельком увидел на ней какого-то дядьку с копьем. Вытащил из урны, расправил газетку маслянистую, читаю: местный священник пишет, что у них храм именуется в честь Георгия Победоносца, совершавшего свои подвиги в Ливане и других странах, которые я посетил. Тут все и замкнулось. Пришел в Библиотеку, выясняю: ни одного художественного произведения о Георгии Победоносце нет. И это с четвертого века нашей эры. Написал пьесу. Потом еще несколько пьес о Римской империи, ее правителях и святых, о первых христианах.

Пришел ко мне сын режиссера Тараторкина Филипп, подарил православный словарь 1903 года издания. Я стал его листать. И вычитал, что некий Константин Скворцов, родившийся в 1821 году, изучал те же книги, что и я. Меня это поразило и заинтриговало. Начал литературоведческие поиски. Узнал: наибольшее количество православных писателей в России – Скворцовы. Не утверждаю, что кто-то из них – мой родственник. Но и не исключаю. Что характерно, темы русского Раскола, Византии и другие – главные в их творчестве, как и в моем. Наверное, это не случайно. Выходит, есть у многих Скворцовых своя особая миссия, связанная с православной русской литературой. Наверное, дано мне было оказаться в этом ряду однофамильцев.

Валерий Еремин, Москва – Миасс

Фото Сергея Новикова

 
По теме
Книга о Петре Сумине появилась в открытом доступе в сети Интернет - Общественная палата Скачать книгу Рашида Хакимова «Человек во власти, или три дома Петра Сумина» можно на сайте челябинского областного социально-правового движения «За возрождение Урала» zvu-74.ru в разделе «Библиотека».
17.07.2018
 
«Передача Романовых Уралсовету» - большое полотно, о котором мало кто сегодня знает - Урал-пресс-информ Ровно сто лет назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна и их дети.
17.07.2018
 
библиотека им. Ельцина Верхний Уфалей - Уфалейский Рабочий В Центральной городской библиотеке им. А. Г. Туркина открылся удалённый электронный читальный зал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в Санкт-Петербурге.
17.07.2018
Записали в разбойники по ошибке - Озерский вестник Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
17.07.2018 Озерский вестник
Она помогала продать девственность 13-летней дочери своей подруги Андрей АБРАМОВ Люблянский суд Москвы 16 июля вынес приговор 25-летней челябинке за попытку торговли детьми.
17.07.2018 КП Челябинск
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
16.07.2018 Озерский вестник
«Трям! Здравствуйте!» - Управление культуры В детской библиотеке № 1 на премьере кукольного спектакля «Трям! Здравствуйте!», который был представлен творческой мастерской «У Лукоморья», был аншлаг.
17.07.2018 Управление культуры
Творчество Цыганкова стало летописью эпохи. Тринадцатого июля исполнилось полгода, как ушёл из жизни Виталий Цыганков - поэт, журналист, публицист, член Союза писателей России.
16.07.2018 Магнитогорский металл
Здравствуй, новый сезон! - ХК Металлург На такой позитивной ноте команда «Металлург» впервые собралась после непродолжительного летнего отпуска.
17.07.2018 ХК Металлург
Кыштымский «Спартак» стал победителем турнира по мини-футболу - Единая Россия В Кыштымком городском округе состоялся зональный этап Кубка Законодательного Собрания Челябинской области по мини-футболу, в котором принял участие руководитель исполнительного комитета партии «Единая Россия» Максим Гузынин.
17.07.2018 Единая Россия
Что нового? - ХК Металлург К прошедшему Дню металлурга и Дню города у «Металлурга» оказалось приурочено сразу три отличные новости.
17.07.2018 ХК Металлург
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
16.07.2018 Озерский вестник
Фото предоставлено управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации района В турнире, состоявшемся 15 июля на стадионе «Шахтер», приняли участие восемь любительских команд.
16.07.2018 Новая жизнь
Два мальчика 3 и 5 лет сгорели в шкафу в Агаповском районе - Агентство новостей Доступ Двое детей трех и пяти лет погибли на пожаре в Агаповском районе – мальчики испугались огня и спрятались в шкафу, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» на пресс-центр Противопожарной службы Челябинской области.
17.07.2018 Агентство новостей Доступ
В Москве вынесли приговор челябинке, пытавшейся продать девственность 13-летней девочки - Агентство новостей Доступ Люблинский суд Москвы вынес приговор жительнице Челябинска Елене Анисимовой, которая в январе 2018 года пыталась продать педофилу девственность 13-летней дочери своей подруги, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
17.07.2018 Агентство новостей Доступ
Жительница Магнитогорска пропала после продажи автомобиля - Агентство новостей Доступ В Магнитогорске (Челябинская область) 29-летняя женщина пропала после продажи автомобиля – со вчерашнего дня она не выходит на связь с родственниками, передает корреспондент  Агентства новостей «Доступ».
17.07.2018 Агентство новостей Доступ
Челябинский электровозоремонтный завод (входит в Группу компаний «ЛокоТех») прошёл аудит по международной системе менеджмента предприятий и получил сертификат соответствия требованиям ISO/TS, сообщает пресс-служба завода.
17.07.2018 Правительство Челябинской области