«Раб или друг? Свобода в христианском понимании»

Доклад настоятеля храма в честь Образа Божией Матери «Достойно есть», магистра богословия, священника Алексия Чернышева в День православной книги, 14 марта 2018 года

Дорогие друзья!

Сегодня День православной книги. Он, как известно, установлен в память о выходе первой печатной книги в России, и так сложилось, что первым русским печатным изданием становится «Апостол» - богослужебная книга церковного обихода.

Книгопечатание связано с разными механизмами, станками, материалами. Одним из таких приспособлений является стереотип - монолитная печатная форма. Но мы также знаем и другое значение этого слова. Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чём-либо. В какой-то мере, стереотип, это представление о чем-либо основанное на рассказах других людей о предмете, скорее, восприятие чужого мнения, нежели создание своего. Общество часто живет стереотипами и не только сегодня, но и во все времена человеческой истории. Почему? Наверное, потому что так проще, жить не думая, не рассуждая, не вдаваясь в подробности и уточнения.

Стереотипное мышление касается не только далеких, отстраненных от нас вещей, но и важных для нас понятий, таких, например, как свобода.
Существует ряд ложных понятий о свободе:

Свобода как каприз. Кое-кто думает, что свобода заключается в том, что можно делать то, что нравится. Тот, кто всегда поступает так, как ему нравится, превращает свободу в рабыню удовольствия. Это не всегда способствует росту человека, и он растрачивает себя, становится рабом вещей, среды, чувств и инстинктов.

Свобода, как независимость. Человек не является абсолютно независимым: он зависим от вещей (воздух, пища и т.д.), он зависим от других людей.

Свобода, как «социологическая свобода». Многие путают понятие внутренней свободы личности с понятием социальных свобод, которые гарантирует (либо создает видимость гарантии) демократический режим: свобода слова, печати, собраний, политического, экономического, религиозного и любого иного выбора.

Обратимся к определению свободы, которое дает толковый словарь Ожегова.

СВОБОДА. 1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. Класса, всего общества или его членов. 3. Вообще - отсутствие каких-н. Ограничений, стеснений в чем-н. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе .
В обыденной жизни все формы свободы сплелись воедино и человеку, порой, бывает сложно понять, насколько же он все-таки свободен, и как отличить свободу от произвола.

Все мы с вами, свободные граждане своего государства. У нас есть право на свободу передвижения, свободу мыслей, слова, совести и т.д. Однако наличие подобной свободы не говорит о полной неограниченности наших действий. Нашу свободу ограничивает множество законов, призванных регулировать взаимоотношения граждан страны так, чтобы действия одного не нарушали свободы другого человека. Теоретически это ограничение, но по факту мера, ведущая к нормальному существованию социума и обеспечивающая нашу личную безопасность.

Помимо того, что мы граждане нашей страны, мы еще и жители нашей планеты, которые, как и все существующее на ней подчиняются законам физики. Опять-таки фактически эти законы во многом ограничивают нас, яркий пример тому, закон тяготения. Иллюстрацией зависимости человека от этих законов может стать попытка любого из нас в буквальном смысле пройтись по крышам многоэтажек, от одной к другой. Понятно к чему сможет привести подобный эксперимент.

Следовательно, мы можем заявить, что человек, несмотря на именование себя «свободной личностью», все же не обладает абсолютной свободой и существует в определенных рамках. Кстати, следует добавить ко всем ограничениям и те, которые выстраивает для нас общество, порой, порабощая системе ценностей, в которой живет человек.

Итак, все вышесказанное заставляет пересмотреть привычное понятие свободы как полной неограниченности человека.

А если человек ограничен в материальном отношении, то и понятие духовного ограничения становится не таким уж несправедливым. Кроме вышеперечисленных законов, неоспоримость которых очевидна, существует и так называемый естественный нравственный закон, о котором мы либо стараемся не вспоминать, либо отрицать его существование как таковое. Но сколько бы мы не отрицали законы физики, существовать от этого они не перестанут. То же самое происходит и с нравственным законом. Известные религиозные ограничения, это не ограничение в смысле порабощения, напротив, вместе с попыткой оградить человека от болезненных падений, это способ избавить человека от определенных внутренних, так сказать, душевных зависимостей.

Вторым не менее известным стереотипом является представление о христианском образе жизни как положении раба, заключенного, человека, которому запрещено многое из того, что дозволяется в других религиозных течениях и уж тем более в нерелигиозной среде. Принято считать, что всякий христианин находится на положении раба в плане существа несвободного, порабощенного тяжестью господского гнета. Но так ли это?

Рассуждения о свободе в христианстве начинаются с понятия свободной воли человека.

Свобода воли - это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств . Человек вправе самостоятельно выбирать, следует он за Христом или же движется в противоположном направлении. То есть Бог, согласно христианскому учению, не вмешивается в выбор человеческого пути без согласия самого человека. Ни физические, ни гражданские законы не оставляют такого права человеку. Более того, никто не удерживает человека и в процессе этого следования. За человеком всегда остается право именоваться свободным и свободно выбирать между истиной и ложью, между добром и злом.

В словах Христа, переданных нам Иоанном, уже определяется подлинное отношение к человеку в рамках Божественного закона: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.( Ин. 15:15). Иоанн продолжает тему свободы в своем послании: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. (1 Ин 3:1).

Апостол Павел в своих посланиях также раскрывает тему христианской свободы: А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего… Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Гал. 4:6,7). Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. ( 1 Кор. 7:23). Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор. 6:12).

Итак, самое поверхностное знакомство с настоящими христианскими идеями ставит под сомнение теорию о христианине, как забитом заповедями рабе. Если же вникнуть глубже в величие той свободы, которую предлагает христианство взамен обманчивым и иллюзорным человеческим свободам, то картина становится еще более непривычной для человека, смотрящего на христианство со стороны.

Латинское слово libertas переводится на русский как «свобода». Это положение ребенка, рожденного свободным от свободных родителей, то есть не от рабов. Но мы знаем, что любой рожденный свободным в процессе своей жизни может стать рабом своих страстей, рабом своих страхов. Мы замечаем, что человек извне ничем не порабощенный становится рабом своих страхов, рабом наркотиков, курения, питья, рабом всех своих страстей. Быть рожденным с правом на полную свободу, на полное самоопределение вовсе не значит, что мы способны этой свободой обладать. Мы знаем из человеческой жизни: для того чтобы сохраниться свободным, для того чтобы иметь возможность, а не только право решать свою судьбу, надо себя отдать под строжайшую дисциплину, научиться контролировать себя, чтобы не дать ничему внутреннему и внешнему управлять собой. Для того чтобы остаться свободным надо в себе победить все, что может нас превратить в рабов. Дисциплина, это тоже одна из форм сохранения свободы. Это слово происходит от латинского discipulus, что значит «ученик», «последователь». Посмотрим на дисциплину не как на принуждение, а как на тренировку человека, как на его попытку от своего учителя или наставника понять правильный путь жизни. Дисциплина это способ реализовать свои лучшие внутренние возможности. Таким образом, жизнь, ограниченная определенными рамками является не существованием в бесконечных запретах, а способом подражания учителю, Для христианина таковым является Христос. Именно такой путь свободы, освобождения человека предлагает миру христианство. Путь не лишенный некоторого ограничения свободы, но не ради того чтобы подчеркнуть слабость человеческой личности, а ради обретения своего независимого, подлинного «я» .

Крупный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум), автор более 10 тысяч лекций, прочитанных, в том числе в Кембриджском университете, постоянный гость Британских СМИ, почетный доктор многих мировых университетов, создатель православного колледжа в Кембридже, входящего в корпорацию КУ, писал: «Свобода, есть предельное проявление любви, взаимной любви, которая стремится к тому, чтобы другой вырос в полную меру своего бытия, стремится никаким образом не ограничить этот рост, ничем его не изуродовать, не стеснить. Это отношение к другому как к любимому, ради которого, я готов положить свою жизнь. Закон Христов, это закон свободы, не закон как принуждение, а закон именно как свобода» .

 
По теме
 
Спорт с Божьей помощью - Магнитогорский металл В Магнитогорске прошёл Пятый открытый межрегиональный турнир в честь святого благоверного князя Александра Невского на Кубок Магнитогорской епархии.
21.09.2018
 
Челябинская епархия отмечает столетие - Южноуральская панорама Сегодня в составе епархии два монастыря и одна монашеская община, два кафедральных собора (действующий Свято-Симеоновский и строящийся Христорождественский), а также храмы и приходы при десяти благочиниях.
21.09.2018
Историю записали в бюсте. Златоуст оказался в центре православных событий - Златоустовский рабочий На фоне Александровский сопки в городе торжественно установили бюст последнему российскому императору Через 114 лет после посещения Златоуста в 1904 году последним царем государства Российского Николаем II в нашем гор
21.09.2018
 
храм Верхний Уфалей - Уфалейский Рабочий Сегодня, в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, на городском храме установлен новый купол, изготовленный на специализированном предприятии — ООО «Купол» (г.
21.09.2018
К счастью, обошлось без пострадавших. Как отмечают в ГУ МЧС по Курганской области, первый пожар произошел в селе Строево Варгашинского района Зауралья утром в субботу.
24.09.2018 MediaЗавод
Следственный отдел ОМВД России по Саткинскому району передал в суд два уголовных дела по статье «Мошенничество».
21.09.2018 Саткинский рабочий
В Магнитогорске прошёл Пятый открытый межрегиональный турнир в честь святого благоверного князя Александра Невского на Кубок Магнитогорской епархии.
21.09.2018 Магнитогорский металл
Сегодня, в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, на городском храме установлен новый купол, изготовленный на специализированном предприятии — ООО «Купол» (г.
21.09.2018 Уфалейский Рабочий
Сегодня в составе епархии два монастыря и одна монашеская община, два кафедральных собора (действующий Свято-Симеоновский и строящийся Христорождественский), а также храмы и приходы при десяти благочиниях.
21.09.2018 Южноуральская панорама
Кто не любит котиков? Питерский художник и южноуральские мастера выставились в Магнитогорской «картинке» - Магнитогорский Рабочий     Фото: Динара ВОРОНЦОВА Магнитогорск. В Магнитогорской картинной галерее открылись сразу две выставки, которые будут интересны и детям, и взрослым.
23.09.2018 Магнитогорский Рабочий
Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» впервые за последние десятилетия обновил кресла в зрительном зале.
23.09.2018 Озерский вестник
В рамках областного фестиваля профессиональных театров «Сцена-2018» на сцене Златоустовского драмтеатра выступят театральные коллективы Челябинска, Магнитогорска и Верхнего Уфалея.
23.09.2018 Жизнь района
В дневное время 20 сентября 2018 года из одной из школ Металлургического района города Челябинска в лечебное учреждение с травмой живота доставлен 11-летний школьник.
23.09.2018 Следственный комитет