Миасская журналистка поделилась впечатлениями от пресс-тура на север.
В июле 2018 года я стала одним из счастливых участников удивительного события – пресс-тура, организованного компанией «Новатэк Челябинск» для журналистов нашей области.
Перед нами стояла задача увидеть, понять и рассказать о современных технологиях, о сложном пути, который проходят природный газ и нефть, прежде чем попасть в наши дома. Мы смогли своими глазами увидеть нефтяные и газовые промыслы компании «Новатэк», где добывается голубое топливо, пожить вместе с нефтяниками и газовиками в вахтовом поселке и даже познакомиться с коренным населением. ПАО «НОВАТЭК» является одним из крупнейших независимых производителей природного газа в России.
«Талка саля» слияние двух рек
Самолет наш приземлился в газовой столице России – Новом Уренгое. А затем еще 200 км мы проехали на машинах и оказались в небольшом городке с замысловатым названием Тарко-Сале с населением чуть больше 20 000 человек. «Талка саля» с ненецкого переводится как слияние двух рек. Не поверите, но этот маленький северный город нанесен на все авиационные карты мира, потому что практически все самолеты, летящие из Европы в Азию, пролетают над ним!
Дальше мы направились в поселок Пионерный. Допуск на территорию предприятия – по самым строгим правилам и спецпропускам, которые нам выдали строго на три дня.
На таркосалинских месторождениях добывают почти все основные виды углеводородов: газ, газовый конденсат, нефть и попутный нефтяной газ. Мы побывали в цехах по добыче газа и газового конденсата, куда направляют сырье с нескольких десятков скважин, глубиной 2-3 км. В процессе низкотемпературной сепарации на трубах образуется ледяная корка, которая очень напоминает пещерные сталактиты и выглядит очень фотогенично.
Восточно-Таркосалинское месторождение является самым разбуренным месторождением в портфеле «НОВАТЭКа». Газ сюда приходит с пяти месторождений: Северо-Ханчейского, Термокарстового Восточно-Таркосалинского, Ханчейского, Хадырьяхинского. С этого промысла голубое топливо идет по магистральному газопроводу длиной 1700 км в Челябинскую область. Здесь находятся очень мощные дожимные компрессорные станции (ДКС), служащие повышению давления газа, чтобы его можно было впоследствии транспортировать в Единую систему газоснабжения. Никак мы не ожидали увидеть здесь авиационные двигатели от ИЛ-76, а ведь именно их используют для ДКС. Вид такой мощи потрясает и удивляет. Кстати, цена двигателя с завода «Пермские моторы» достойная – 120 миллионов рублей.
По территории на трехколесных велосипедах
Совсем недавнее нововведение на промыслах – это трехколесные велосипеды, на которых рабочие перевозят тяжелые инструменты на большие расстояния. Взрослые и серьезные нефтяники на велосипедах выглядят немного даже забавно, но это очень облегчает их труд и повышает мобильность. Да и настроение, думаю, тоже повышает. Ну, по крайней мере, все, кого мы встретили на велосипедах на территориях месторождений, улыбались! И стоит отметить, что все начальники цехов, которые сопровождали нас, невероятно обаятельные и влюбленные в свои производства люди. Многие, придя в эту отрасль со студенческой скамьи, остаются здесь надолго, нефтяники из других регионов переезжают вместе с семьями покорять северный край. Рассказывают, что если полгода прожил на севере и не сдался, то уже не уедешь отсюда никогда. Суровый край влюбляет в себя и не отпускает.
В ходе экскурсии с удивлением узнала, что на предприятии работают площадки по добыче нефти, где производство налажено без участия человека. Освоение таких месторождений реализовано по принципу безлюдных технологий, управление процессами осуществляется дистанционно, а электроэнергией объект обеспечивают ветрогенераторы и солнечные батареи.
На тундру только свысока
На Ханчейское месторождение Пуровского района мы добирались по воздуху, на вертолете Ми-8. Летом иначе нельзя, зимняя дорога существует только пять месяцев. Пейзажи северные необыкновенные, с особой неизбитой красотой. Налюбовалась видами, прилипнув к иллюминаторам. Лесотундра такая яркая, такое разноцветье – белый, зеленый, коричневый, ярко-насыщенный синий и другие. С нами в вертолете до своего стойбища летел оленевод с сыном. Было интересно наблюдать, как ненецкие ребятишки бросились встречать винтокрылую машину с «Большой земли» и радовались большим коробкам и мешкам, выгружаемым с вертолета. Как же хотелось выйти и познакомиться с жизнью коренного народа поближе, остаться хоть ненадолго, заглянуть в чум и, конечно, же заполучить редкие кадры жизни удивительного народа вдали от цивилизации. И еще увидеть и погладить настоящего северного оленя с огромными грустными глазами. Но мне оставалось довольствоваться только фотосъемкой из иллюминатора вертолета, так как у нас был строгий лимит времени. Это было самое большое и единственное мое огорчение во всей этой удивительной поездке. Теперь очень хочу попасть на праздник «День оленевода» в Тарко-Сале, где моя мечта может частично осуществиться. Ну, по крайней мере, обняться с оленем там точно смогу!
Наталья Вольвач